Skype:

трейдер-чат

Теория аукциона и ее основные понятия

Теория двухстороннего аукциона в торговле финансовыми инструментами была впервые представлена в первой половине 80-х годов американским аналитиком Питером Стейделмайером. В основу данной теории была положена идея, что рынок движется вверх до тех пор, пока на нем присутствуют покупатели и наоборот - рынок идет вниз пока есть продавцы. За этим, казалось бы, простым утверждением скрывается глубокий смысл. Известно, что главной задачей любого рынка, начиная от продуктового и заканчивая финансовым, является обеспечение взаимовыгодного обмена между продавцом и покупателем. В качестве инструмента, уравновешивающего спрос и предложение, выступает цена. Измерителем степени «удовлетворенности» сторон является время. Это означает, что если торговля достаточно долго протекает в относительно узкой ценовой зоне, то рынок сбалансирован, и данный ценовой уровень является оптимальным как для продавца, так и покупателя.

Пример: продуктовый рынок районного значения. Здесь продаются помидоры в среднем по 150 руб. за кг. Утром, в ожидании наплыва покупателей, продавец поднимает цену на 10 руб. Вечером, чтобы избавиться от остатков, цена, наоборот, немного снижается. В будни помидоры можно купить по 120 руб. В выходные цена подскакивает до 180 руб. В целом рынок сбалансирован и соответствует запросам как покупателя, так и продавца.

Но что же произойдет, если на этот рынок приедет грузовик с помидорами из ближайшего колхоза? Предложение явно превысит спрос, цена выйдет из равновесия и пойдет вниз до тех пор, пока не появится крупный покупатель, или продавец свернет продажи из-за слишком невыгодных цен. Рассмотрим эти варианты.

Предположим, что снижение цены привлекает на рынок закупщика со стороны крупного супермаркета, который забирает все партию подешевевших помидоров. Цена резко разворачивается. К помидорному ажиотажу подключаются мелкие торговцы: почему не взять пока еще дешевый товар для последующей перепродажи? Цена устремляется вверх. В это время рынок наполняется обычными покупателями, которым просто нужно приобрести пару килограммов для собственного потребления. Помидоров уже не хватает, и цена начинает зашкаливать. В конечном итоге покупатели перестают брать подорожавший товар, и через некоторое время цена возвращается на свой прежний уровень 150 руб.

То, что произошло на этапе закупки со стороны супермаркета, называется отзывчивой активностью покупателя. Подешевевший товар привлек крупного игрока, который выкупил излишки товара, тем самым толкнув цену вверх. На графике это называется хвостом покупателя и отображается в виде длинной тени, например, на фигуре молот. Как правило, после таких хвостов рынок устремляется к своей противоположной границе, что мы и увидели в нашем примере.

Теперь рассмотрим второй вариант. Во время закупки товара супермаркетом на рынке появляются два новых грузовика с помидорами из южных республик. Т.е. к первому крупному продавцу добавляются еще два, причем желающие во чтобы то не стало распродать свой товар. Что происходит с ценой? Она летит вниз до тех пор, пока южане, конкурируя друг с другом, готовы отдавать товар по все более низким ценам.

Активный продажи со стороны прибывших грузовиков называются инициирующей активностью. Ее суть заключается в том, что в результате проявления сильного дисбаланса между спросом и предложением, рынок вынужден искать новую цену, способную удовлетворить как покупателя, так и продавца. Именно поэтому в какой-то момент нашим продавцам придется приостановить торговлю, т.к. она станет для них просто не выгодной. В результате цена остановится и медленно начнет подниматься вверх. Однако товарные запасы все еще велики. Поэтому рано или поздно продажи постепенно возобновятся, и торговля пойдет уже на новом ценовом уровне.

Подводя итог сказанному, делаем вывод, что оптимальным состоянием рынка является баланс, в рамках которого идет развитие нормального торгового процесса во времени, т.е. по горизонтали. В случае нарушения равновесия между спросом и предложением развитие рынка на данном ценовом уровне прекращается, и он начинает двигаться по вертикали, т.е. переходит в так называемую фазу «минус развитие» (термин профильного анализа) в целях поиска новой оптимальной для изменившихся условий цены (импульс, распределение, тренд и т.д.).

 

Как говорил Пифагор, чтобы понять явление, его необходимо измерить. Статистические исследования показывают, что развитие балансовых структур осуществляется по законам нормального распределения, т.е. в форме колоколообразной кривой. Следовательно, для оцифровки представленного примера воспользуемся этой методикой.

В нашем примере средняя цена помидоров составляет 150 руб., что соответствует самой длинной части профиля (колокола), которая называется точкой контроля (РОС – point of control). Отсюда отсчитываются стандартные отклонения, которые и будут использоваться для определения границ интересующих нас зон. Для целей торговли данный уровень не имеет особого значения и служит скорее ориентиром для понимания, в какой половине баланса находится рынок в текущий момент.

Узел высокой стоимости (УВС) – 0,3 стандартных отклонения. Данная зона охватывает до четверти всех осуществляемых сделок. В нашем примере это соответствует утренним и вечерним отклонениям цены помидоров на 10 руб. УВС имеет большое значение для планирования торговых операций: он выступает в виде магнита, притягивающего отошедшую от него цену.

Зона стоимости (ЗС) - 1 стандартное отклонение, охватывающая 68% наблюдений. В границах этой зоны осуществляется основная торговая деятельность, соответствующая в рассматриваемом примере ценовым отклонениям в будни и выходные дни. Торговать внутри этой зоны, занятие сложное и неблагодарное. Но если цена выходит за ее пределы, а потом возвращается назад, довольно часто она проходит до ее противоположной границы.

Зона развития (ЗР) – составляет 2 стандартных отклонения, покрывающих до 95 % сделок. В этой области происходит развитие всего баланса в целом. Если говорить о нашем примере, то в эту зону цена может войти в случае некоторой задержки в поставке товара или в праздничные дни. Торговать в этой зоне также весьма затруднительно, хотя ее удаленность от УВС говорит скорее в пользу возврата в центральную часть баланса.

Зона затухания (ЗЗ) – расстояние между вторым и третьим стандартным отклонением. Цена заходит сюда достаточно редко и разворачивается не под давлением противоположной стороны, а скорее в результате нежелания покупателя продолжать покупки по слишком дорогой цене или тоже самое наоборот в отношении продавца. Для иллюстрации вспомним наш пример, когда после закупок супермаркета помидоры подорожали настолько, что их просто перестали покупать. Действительно, рассматриваемая зона является местом разворота. Однако определить этот разворот в реальном времени достаточно сложно. К сожалению, понимание того, что силы продавцов или покупателей иссякли наступает тогда, когда обратное движение набрало силу.

Зона повышенной активности (ЗПА) – область непосредственно за границей третьего стандартного отклонения. Именно здесь проявляется отзывчивая или инициирующая активность, своевременное присоединение к которой может принести весьма значительную прибыль. В нашем примере в этой зоне к покупкам подключился супермаркет. Из этой зоны цена на помидоры покатилась вниз в результате продаж из грузовиков.

Работа в ЗПА ведется по следующей схеме. После пробоя границы 3-его стандартного отклонения необходимо найти в рамках интрадея благоприятную точку входа в обратном направлении в расчете на отзывчивую активность. При этом стоит помнить, что возвратов бывает несколько, а пробой всегда лишь один. И только в случае, если на следующем баре произойдет обновление экстремума, следует задуматься об открытии позиции на пробой, т.к. это уже будет скорее всего инициирующая активность. Хотя и в этом случае было бы желательно получить дополнительный сигнал на выталкивание рынка из баланса.

В заключении хочу представить график текущего среднесрочного баланса с зонированием по указанным выше областям. Обратите внимание на значимость УВС и отработку цен в ЗПА. Уверен, что представленная в этой статье информация поможет более эффективно использовать расторговку балансовых форм.